Хюэ, Вьетнам

Вьетнам, город Хюэ — руины имперского прошлого.

После передышки в Ханое мы отправились в неспешное путешествие по Вьетнаму по направлению с севера на юг, делая остановки в самых интересных местах. Первой остановкой после столицы стал город Хюэ, бывшая столица вьетнамской феодальной династии Нгуен, занесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО за сохранившуюся с имперских времен цитадель в центре города.

Наш маршрут по Вьетнаму: ХанойХюэХойанНячангМуйне —Хошимин — Кантхо — Фукуок — Хошимин — Нячанг — Ханой — Халонг — Ханой — Сапа — Ханой.

Вьетнам имеет достаточно большую протяженность с севера на юг, порядка 1600 км, так что путешествия между городами могут занимать значительное время. Из бюджетных вариантов перемещения между городами имеются государственные поезда и частные автобусы дальнего следования, обслуживаемые различными тур-агентствами. Во многих крупных городах имеются аэропорты, цены на внутренние перелеты начинаются от 70$. На длинных дистанциях (Ханой-Хошимин) цены становятся сопоставимы с ценой билета на поезд, на более коротких поезд выходит гораздо дешевле, порядка 35$ за 600км. Билеты на автобус стоят обычно немного дешевле билетов на поезд, но на длинных переездах автобус менее комфортен.

Мост, ведущий к воротам в Цитадель, город Хюэ.
Мост, ведущий к воротам в Цитадель, город Хюэ

Транспортом до Хюэ, без особых раздумий, мы выбрали поезд за его цену, атмосферу, виды за окном и, конечно же, новый опыт. За покупкой билета мы отправились на центральный вокзал Ханоя — Ga Ha Noi. Вокзал изнутри и снаружи выглядел ожидаемо уныло, исполненный в традиционном совковом стиле. Внутри вокзала располагался небольшой зал ожидания с рядами металлических стульев, информационными стендами с расписанием и ценами поездов и страшными платными туалетами, обычными для общественных мест Вьетнама.

Больше всего нас поразило наличие системы электронной очереди в кассы, организованной с помощью аппарата местного производства, выглядящего схоже с чудесами инженерной мысли советского производства сорокалетней давности. Но самое вьетнамское во всей этой системе — это далеко не ее вид и функциональность, а то, что очередь эту особо никто не соблюдает, и кассиры спокойно обслуживают пролезших вне очереди «безбилетников». А пролезать куда-нибудь без очереди, толкаться и рваться бездумно вперед, создавая неудобства себе и окружающим, во Вьетнаме вообще национальный вид спорта. Сотрудницы вокзала неожиданно хорошо владели английским, и мы без особых проблем купили билеты в вагон типа hard-sleeper.

Во вьетнамских поездах существует несколько типов вагонов, различающихся по типу размещения (сидячий и спальный) и комфортабельности. Самый дешевый сидячий вагон — это такая пригородная электричка с вентиляторами и сетками на окнах вместо стекол. Сидячий с кондиционером оборудован мягкими креслами, комфортабельность которых варьируется от поезда к поезду. Hard sleeper — дешевый вариант спального вагона. Он, также как и soft sleeper (обычное купе), оборудован кондиционером и по сути отличается от дешевого только количеством мест. В hard sleeper вмещается 6 человек в одно купе, с тремя уровнями полок. Это получается некий плацкарт, вывернутый наизнанку. Открытого плацкарта как в русских поездах у вьетнамцев нет.

Еще одна интересная особенность железных дорог Вьетнама — это наличие только одного выхода на платформу, даже в крупных городах, который открывается только тогда, когда подходит поезд. Билеты проверяют тут же на выходе на платформу, или вообще не проверяют, так как в пункте прибытия без билета с платформы не выпустят. Кстати, билеты не именные, т.е. никак не восстанавливаются. Потерял билет — жди проблем. В остальном вьетнамские поезда очень похожи на российские в пору моего детства, еще до появления фирменных экспрессов. Те же фанерные стены и кипяточек в конце вагона.

Город Хюэ, Вьетнам: купе hard sleeper
Внешний вид купе «hard sleeper»

До места доехали в целом неплохо, если не считать шумевших всю ночь в проходе людей и рвущихся в закрытию купейную дверь на станциях пассажиров, ошибшихся номером. Количество вьетнамцев, не понимающих нумерацию сидений в транспорте, удивляет и удручает. На утро мы оказались в совсем непохожем на Ханой городе Хюэ (вьетнамское произношение ближе к слову «Хве»).

Хюэ встретил заметно более теплой погодой, хотя и все также преимущественно облачной. Первое, что сильно отличало этот город от столицы — это гораздо более спокойное движение на просторных улицах, расположившихся по берегам лениво ползущей реки Ароматной (Perfume river). Набережные реки в центре города обрамлены старым растрескавшимся камнем и пустынными полуразвалившимися парками отдыха, сильно напоминающими угасающие советские курорты. Вторым заметным отличием стали приятно удивившие цены, оказавшиеся в 2-3 раза ниже столичных.

Мы забронировали недорогой отель (Ngoc Binh Hotel) за 10$ в центральной части города, находящейся через реку от цитадели. Наколовшись пару раз с неудачным поиском «на месте», и гораздо более высокими ценами без брони, мы выбрали другую тактику поиска отелей, бронируя номер на одну ночь заранее на booking.com или agoda.com. Большинство вьетнамских отелей предоставляет скидку в 2-5$ за ночь при бронировании через сайты и сохраняет эту же цену на последующие ночи (но это обязательно нужно обговаривать на ресепшене). Из минусов такой тактики только два момента: отсутствие некоторых бюджетных гестхаусов в выборе на сайтах и вероятность того, что отель может поднять цену на последующие ночи или оказаться переполненным. Но все эти минусы легко лечатся поиском другого жилья на месте, только уже не голодными и уставшими, а отдохнувшими и без тяжелых вещей.

Отель (Ngoc Binh Hotel) располагался на тихой приятной улочке с кафешками и другими подобными мини-отелями. В цену номера был включен завтрак, который подавался по меню на приятной террасе с балкончиком и который стоил бы в городе 2-3$, что стало приятным бонусом к экономии. В общем, отношения с отелем у нас сразу заладились. Отелем управляла доброжелательная семья, с сыновьями которой даже удалось немного пообщаться, перекидываясь забавными фразами по утрам и вечерам. Они проявляли к нам интерес, пытаясь говорить по-русски, а мы на память при отъезде оставили им 10-рублевую монету. Мелкий бизнес во Вьетнаме практически всегда семейный. Мини-кафе на 5-10 столиков, небольшие отели и гестхаусы управляются семьей, которая в этом же доме и проживает. В деле задействованы все, кроме маленьких детей, снующих по кафе или отелю, играющих в свои детские игры. Кто-то готовит, кто-то убирает, кто-то общается с иностранцами, кто-то закупает продукты и т.д.

Город Хюэ, Вьетнам: семейное кафе
Дети играют в компьютерные игры в «семейном кафе»

В Хюэ мы пробыли практически неделю, хотя для осмотра всех достопримечательностей достаточно и пары дней. Туристов, останавливающихся в Хюэ немного, а останавливающихся дольше, чем на три дня и того меньше. Нам понравилась расслабленная атмосфера этого провинциального города, дешевая еда и комфортное жилье. Несмотря на имперское прошлое, город за приделами нескольких центральных улиц напоминает скорее деревню, чем город, с отдельными дворами, садиками и курами. Историческая часть города — запретный пурпурный город — находится внутри стен цитадели и даже еще больше напоминает деревню, чем окрестности.

Цитадель, как и полагается крепости, окружена рвами и рекой. Императорский дворец находится внутри цитадели, окруженный отдельными стенами. Часть строений дворца приведена в порядок, но многое пустует в полуразрушенном состоянии. Наследие сильно потрепало во время войны, и если бы не ЮНЕСКО, то возможно не осталось бы и того, что имеется сейчас. У меня создалось впечатление, что вьетнамцы не очень трепетно относятся к памятникам своего исторического прошлого, воспринимая их скорее как дойную корову. Памятники Хюэ относятся к времени правления Нгуен 19-20 вв., последней династии императоров Вьетнама, окончивших свое правление с появлением французских колонизаторов.

Город Хюэ, Вьетнам: пагода
Пагода

Помимо цитадели и дворца в окрестностях Хюэ находятся императорские усыпальницы и пагода Тхьенму — символ Хюэ, самая высокая пагода во Вьетнаме. Достопримечательности находятся на небольшом расстоянии от центра города, но достаточно сильно разбросаны по сторонам.

Мы ходили до пагоды и ближайшей усыпальницы пешком, но это не самая легкая прогулка: 6-10 км в одну сторону по жаре. Если хочется посмотреть больше и устать поменьше, то лучше купить тур, который продается в любом отеле или даже некоторых кафе. Также можно взять мопед или велосипед в аренду и посмотреть все самостоятельно.

Помимо имперского прошлого с Хюэ связаны важные события американо-вьетнамской войны. Хюэ был важной стратегической точкой недалеко от границы разделения севера и юга, здесь проходили ожесточенные бои за контроль над городом (см. Битва за Хюэ). Также в Хюэ находится много высших учебных заведений и национальная школа, располагающаяся в красивых исторических зданиях колониального периода, в которой учился Хошимин и другие политические деятели.

Город Хюэ интересен с культурной и исторической точки зрения, важен для более глубокого понимания страны, но к ярким и запоминающемся достопримечательностям его сложно отнести.

Первые дни во Вьетнаме. Ханой
Хойан — жёлтый город на берегу моря, Вьетнам
Путешествие по Вьетнаму: Нячанг
Путешествие по Вьетнаму: Муйне
Вьетнам для бюджетного туриста. Гид по ценам

Добавить комментарий