После передышки в Ханое мы отправились в неспешное путешествие по Вьетнаму по направлению с севера на юг, делая остановки в самых интересных местах. Первой остановкой после столицы стал город Хюэ, бывшая столица вьетнамской феодальной династии Нгуен, занесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО за сохранившуюся с имперских времен цитадель в центре города.
Наш маршрут по Вьетнаму: Ханой — Хюэ — Хойан — Нячанг — Муйне —Хошимин — Кантхо — Фукуок — Хошимин — Нячанг — Ханой — Халонг — Ханой — Сапа — Ханой.
Вьетнам имеет достаточно большую протяженность с севера на юг, порядка 1600 км, так что путешествия между городами могут занимать значительное время. Из бюджетных вариантов перемещения между городами имеются государственные поезда и частные автобусы дальнего следования, обслуживаемые различными тур-агентствами. Во многих крупных городах имеются аэропорты, цены на внутренние перелеты начинаются от 70$. На длинных дистанциях (Ханой-Хошимин) цены становятся сопоставимы с ценой билета на поезд, на более коротких поезд выходит гораздо дешевле, порядка 35$ за 600км. Билеты на автобус стоят обычно немного дешевле билетов на поезд, но на длинных переездах автобус менее комфортен.
![Мост, ведущий к воротам в Цитадель, город Хюэ.](http://tudam.ru/wp-content/uploads/2014/04/IMG_5246.jpg)
Транспортом до Хюэ, без особых раздумий, мы выбрали поезд за его цену, атмосферу, виды за окном и, конечно же, новый опыт. За покупкой билета мы отправились на центральный вокзал Ханоя — Ga Ha Noi. Вокзал изнутри и снаружи выглядел ожидаемо уныло, исполненный в традиционном совковом стиле. Внутри вокзала располагался небольшой зал ожидания с рядами металлических стульев, информационными стендами с расписанием и ценами поездов и страшными платными туалетами, обычными для общественных мест Вьетнама.
Больше всего нас поразило наличие системы электронной очереди в кассы, организованной с помощью аппарата местного производства, выглядящего схоже с чудесами инженерной мысли советского производства сорокалетней давности. Но самое вьетнамское во всей этой системе — это далеко не ее вид и функциональность, а то, что очередь эту особо никто не соблюдает, и кассиры спокойно обслуживают пролезших вне очереди «безбилетников». А пролезать куда-нибудь без очереди, толкаться и рваться бездумно вперед, создавая неудобства себе и окружающим, во Вьетнаме вообще национальный вид спорта. Сотрудницы вокзала неожиданно хорошо владели английским, и мы без особых проблем купили билеты в вагон типа hard-sleeper.
Во вьетнамских поездах существует несколько типов вагонов, различающихся по типу размещения (сидячий и спальный) и комфортабельности. Самый дешевый сидячий вагон — это такая пригородная электричка с вентиляторами и сетками на окнах вместо стекол. Сидячий с кондиционером оборудован мягкими креслами, комфортабельность которых варьируется от поезда к поезду. Hard sleeper — дешевый вариант спального вагона. Он, также как и soft sleeper (обычное купе), оборудован кондиционером и по сути отличается от дешевого только количеством мест. В hard sleeper вмещается 6 человек в одно купе, с тремя уровнями полок. Это получается некий плацкарт, вывернутый наизнанку. Открытого плацкарта как в русских поездах у вьетнамцев нет.
Еще одна интересная особенность железных дорог Вьетнама — это наличие только одного выхода на платформу, даже в крупных городах, который открывается только тогда, когда подходит поезд. Билеты проверяют тут же на выходе на платформу, или вообще не проверяют, так как в пункте прибытия без билета с платформы не выпустят. Кстати, билеты не именные, т.е. никак не восстанавливаются. Потерял билет — жди проблем. В остальном вьетнамские поезда очень похожи на российские в пору моего детства, еще до появления фирменных экспрессов. Те же фанерные стены и кипяточек в конце вагона.
![Город Хюэ, Вьетнам: купе hard sleeper Город Хюэ, Вьетнам: купе hard sleeper](http://tudam.ru/wp-content/uploads/2014/04/hue4.jpg)
До места доехали в целом неплохо, если не считать шумевших всю ночь в проходе людей и рвущихся в закрытию купейную дверь на станциях пассажиров, ошибшихся номером. Количество вьетнамцев, не понимающих нумерацию сидений в транспорте, удивляет и удручает. На утро мы оказались в совсем непохожем на Ханой городе Хюэ (вьетнамское произношение ближе к слову «Хве»).
Хюэ встретил заметно более теплой погодой, хотя и все также преимущественно облачной. Первое, что сильно отличало этот город от столицы — это гораздо более спокойное движение на просторных улицах, расположившихся по берегам лениво ползущей реки Ароматной (Perfume river). Набережные реки в центре города обрамлены старым растрескавшимся камнем и пустынными полуразвалившимися парками отдыха, сильно напоминающими угасающие советские курорты. Вторым заметным отличием стали приятно удивившие цены, оказавшиеся в 2-3 раза ниже столичных.
Мы забронировали недорогой отель (Ngoc Binh Hotel) за 10$ в центральной части города, находящейся через реку от цитадели. Наколовшись пару раз с неудачным поиском «на месте», и гораздо более высокими ценами без брони, мы выбрали другую тактику поиска отелей, бронируя номер на одну ночь заранее на booking.com или agoda.com. Большинство вьетнамских отелей предоставляет скидку в 2-5$ за ночь при бронировании через сайты и сохраняет эту же цену на последующие ночи (но это обязательно нужно обговаривать на ресепшене). Из минусов такой тактики только два момента: отсутствие некоторых бюджетных гестхаусов в выборе на сайтах и вероятность того, что отель может поднять цену на последующие ночи или оказаться переполненным. Но все эти минусы легко лечатся поиском другого жилья на месте, только уже не голодными и уставшими, а отдохнувшими и без тяжелых вещей.
Отель (Ngoc Binh Hotel) располагался на тихой приятной улочке с кафешками и другими подобными мини-отелями. В цену номера был включен завтрак, который подавался по меню на приятной террасе с балкончиком и который стоил бы в городе 2-3$, что стало приятным бонусом к экономии. В общем, отношения с отелем у нас сразу заладились. Отелем управляла доброжелательная семья, с сыновьями которой даже удалось немного пообщаться, перекидываясь забавными фразами по утрам и вечерам. Они проявляли к нам интерес, пытаясь говорить по-русски, а мы на память при отъезде оставили им 10-рублевую монету. Мелкий бизнес во Вьетнаме практически всегда семейный. Мини-кафе на 5-10 столиков, небольшие отели и гестхаусы управляются семьей, которая в этом же доме и проживает. В деле задействованы все, кроме маленьких детей, снующих по кафе или отелю, играющих в свои детские игры. Кто-то готовит, кто-то убирает, кто-то общается с иностранцами, кто-то закупает продукты и т.д.
![Город Хюэ, Вьетнам: семейное кафе Город Хюэ, Вьетнам: семейное кафе](http://tudam.ru/wp-content/uploads/2014/04/hue7.jpg)
В Хюэ мы пробыли практически неделю, хотя для осмотра всех достопримечательностей достаточно и пары дней. Туристов, останавливающихся в Хюэ немного, а останавливающихся дольше, чем на три дня и того меньше. Нам понравилась расслабленная атмосфера этого провинциального города, дешевая еда и комфортное жилье. Несмотря на имперское прошлое, город за приделами нескольких центральных улиц напоминает скорее деревню, чем город, с отдельными дворами, садиками и курами. Историческая часть города — запретный пурпурный город — находится внутри стен цитадели и даже еще больше напоминает деревню, чем окрестности.
Цитадель, как и полагается крепости, окружена рвами и рекой. Императорский дворец находится внутри цитадели, окруженный отдельными стенами. Часть строений дворца приведена в порядок, но многое пустует в полуразрушенном состоянии. Наследие сильно потрепало во время войны, и если бы не ЮНЕСКО, то возможно не осталось бы и того, что имеется сейчас. У меня создалось впечатление, что вьетнамцы не очень трепетно относятся к памятникам своего исторического прошлого, воспринимая их скорее как дойную корову. Памятники Хюэ относятся к времени правления Нгуен 19-20 вв., последней династии императоров Вьетнама, окончивших свое правление с появлением французских колонизаторов.
![Город Хюэ, Вьетнам: пагода Город Хюэ, Вьетнам: пагода](http://tudam.ru/wp-content/uploads/2014/04/hue10.jpg)
Помимо цитадели и дворца в окрестностях Хюэ находятся императорские усыпальницы и пагода Тхьенму — символ Хюэ, самая высокая пагода во Вьетнаме. Достопримечательности находятся на небольшом расстоянии от центра города, но достаточно сильно разбросаны по сторонам.
Мы ходили до пагоды и ближайшей усыпальницы пешком, но это не самая легкая прогулка: 6-10 км в одну сторону по жаре. Если хочется посмотреть больше и устать поменьше, то лучше купить тур, который продается в любом отеле или даже некоторых кафе. Также можно взять мопед или велосипед в аренду и посмотреть все самостоятельно.
Помимо имперского прошлого с Хюэ связаны важные события американо-вьетнамской войны. Хюэ был важной стратегической точкой недалеко от границы разделения севера и юга, здесь проходили ожесточенные бои за контроль над городом (см. Битва за Хюэ). Также в Хюэ находится много высших учебных заведений и национальная школа, располагающаяся в красивых исторических зданиях колониального периода, в которой учился Хошимин и другие политические деятели.
Город Хюэ интересен с культурной и исторической точки зрения, важен для более глубокого понимания страны, но к ярким и запоминающемся достопримечательностям его сложно отнести.
Первые дни во Вьетнаме. Ханой
Хойан — жёлтый город на берегу моря, Вьетнам
Путешествие по Вьетнаму: Нячанг
Путешествие по Вьетнаму: Муйне
Вьетнам для бюджетного туриста. Гид по ценам