Путешествие по Индии. Часть 5: Тадж-Махал и Агра

Отлежавшись пару дней, мы всё-таки отправились на осмотр знаменитого Тадж-Махала. Так как нам нужно было сделать хорошие фото с красивым светом и без толпы, мы встали около четырёх утра, чтобы попасть внутрь к открытию. Но не тут-то было.

Предыдущая часть рассказа: Путешествие по Индии. Часть 4: Дхарамсала — Агра.

Тадж-Махал

Осмотр Тадж-Махала как-то сразу пошёл кувырком. Сначала мы пришли к южным воротам, которые находятся напротив главного фасада, но там было закрыто. Оказалось, что проходить к Тадж-Махалу нужно через восточные ворота. Когда мы до них дошли, там уже собралась приличная толпа. Мы встали в конец длинной очереди, но довольно скоро выяснилось, что очереди две: для иностранцев и для местных. Причём, первая значительно короче. Отстояв еще некоторое время в новой очереди, мы выяснили, что билеты на входе не продают, а билетные кассы находятся примерно в километре от входа!

Пока мы почти бегом добирались к кассам, обгоняя удивленных сонных прохожих, я думала о том, что с большой вероятностью все рассветные лучи мы уже пропустили. Перед самым входом на территорию Тадж-Махала нас ждал новый сюрприз. Мы предварительно уточнили можно ли проносить внутрь штатив и большой фотоаппарат (на 2014 год —можно), но не подумали, что под запрет может попасть ноутбук! Перед нами встал выбор: нести ноутбук в камеру хранения, которая находится у билетной кассы (снова километр назад и очередь), и уже точно пропустить рассвет, или идти внутрь по отдельности. Мы выбрали второе, так как вдобавок доверять дорогую технику непонятной камере не хотелось.

Немного разочарованная одиночеством, уже в приличной толпе, но всё еще с надеждой сделать хорошие фото, я побежала к Великим Вратам (Darwaza-i Rauza), ведущим к Тадж-Махалу. Где-то по пути мне должны были выдать бахилы и воду, но я всё пропустила. Клумбы, повороты, арки ворот, и вот, уже позoлоченный утренним солнцем, на меня выплывает ОН.

Немного странно наблюдать вживую то, что с самого детства мелькает на картинках. Казалось бы, уже точно знаешь как оно должно выглядеть, но перед глазами всё смотрится иначе. Картинки не передают масштаба и уплощают детали. Тадж-Махал величественен и воздушен, в нём нет пошлости и вычурности. Трудно осознать, что это строение — мавзолей, а не храм или дворец.

Фото я сделать всё-таки успела, но можно было и лучше, если бы не беготня. Внутри Тадж-Махала в это время ещё не было большой толпы, мне удалось спокойно всё осмотреть. Ходить пришлось в носках, так как в обуви проход внутрь мавзолея запрещен.

Путешествие по Индии: Тадж-Махал, Агра
Тадж-Махал

Красный Форт Агры

В двух километрах от Тадж-Махала находится менее известная, но не менее впечатляющая достопримечательность: Красный Форт Агры.

Путешествие по Индии: Стены Красного Форта, Агра
Стены Красного Форта

Форт был резиденцией правителей в эпоху Великих Моголов. Архитектурно он очень похож на Красный Форт в Дели.

Из Красного Форта Агры открывается хороший вид на Тадж-Махал.

Путешествие по Индии: Вид на Тадж-Махал из Красного Форта, Агра
Вид на Тадж-Махал из Красного Форта

В форте много изящной резьбы и архитектурных силуэтов, будто бы взятых из восточных сказок. Но получить удовольствие от посещения форта нам мешала адская изнуряющая жара.

Дурга-пуджа

Мы попали в Агру во время празднования Дурга-пуджи. Это индуистский праздник поклонения богине Дурге. Празднование длится несколько дней, и всё это время по улицам разъезжали смешные автомобили с привязанными к ним огромными колонками, за которыми тащилась подтанцовывающая толпа. Иногда в толпе также возили телегу с изображением богини.

Видео с улиц Агры во время Дурга-Пуджи:

На Дурга-пудже тоже принято кидаться красками, как и на знаменитом празднике Холи, только масштаб сумасшествия поменьше.

Путешествие по Индии: Дурга-пуджа в Агре
Празднование Дурга-пуджи
Лица в толпе на праздновании Дурга-Пуджи
Девочка на праздновании Дурга-Пуджи
Путешествие по Индии: Дурга-пуджа в Агре
Дети в Индии часто очень хотят, чтобы из сфоткали :)

В какой-то момент женщина так увлеклась танцем, что, кажется, впала в транс. Закончился танец её обмороком…

Женщина в танцевальном трансе

Скажу честно, за фотоаппарат было очень страшно, но большинство индийцев проявили понимание и наносили краску только нам на щеки.

Дорога Агра — Дели

Агра стала нашей последней остановкой в Индии. Изначально мы планировали большой маршрут по всем самым интересным местам Индии, но усталость взяла своё. Так как моё самочувствие всё ещё было болезненным, мы решили добраться до Дели одним из самых быстрых и простых способов: на такси.

За день до отъезда мы оплатили ваучер на такси, договорившись на ресепшене отеля. Хотя уверенности, что всё пройдет без накладок не было до конца. Такси до Дели стоило около 50$ (3500 INR). Утром, с опозданием, но таксист всё-таки приехал. Эта поездка оказалась одной из самых быстрых и комфортных за всё время в Индии (и самой дорогой).

Путешествие по Индии: Чек на такси Агра — Дели

В Дели мы решили не ехать в город, а остановиться в отеле рядом с аэропортом. Следующим утром нас ждал самолёт до Москвы.

Поездка по Индии сильно нас вымотала, весь предыдущий азиатский опыт не спас от культурного шока, моральной и физической встряски. Путешествие по Индии с городами и общественным транспортом — опыт тяжёлый. Тем не менее, её древние постройки и культура восхищают, природные пейзажи захватывают, а бытовое сумасшествие, бедность и грязь помогают лучше осознать наш мир.

Путешествие по Индии. Часть 1: Бангкок — Дели.
Путешествие по Индии. Часть 2: Дели — Ришикеш.
Путешествие по Индии. Часть 3: Ришикеш — Дхарамсала.
Путешествие по Индии. Часть 4: Дхарамсала — Агра.